Подъем грота

Пошаговая инструкция по постановке (подъему) грота при условии, что парус уже установлен, но зачехлен.

Подготовка

Перед постановкой грота необходимо подговить его и бегучий такелаж, связанный с гротом:

  • Если гик был подвязан к леерам — отвяжите его.
  • Переведите погон гика-шкота в среднее положение и отрегулируйте топенант гика так, чтобы экипажу было комфортно расчехлять парус. Для этого топенант обычно удерживает гик на уровне между поясом и коленями, но зависит от конструкции и габаритов яхты.
  • Cнимите с паруса чехол или отвяжите сезени, удерживающие парус на гике.
  • Прикрепите к верхнему углу паруса грота фал, если он был ранее снят.
  • Разберите конец грота фала, если он был закреплен на лебедке, снимите стопор (при наличии).
  • После этого травится топенант гика, а один из членов экипажа удерживает гик на руках.

Параллельно с этими процедурами яхта обычно выводится на открытую воду, где её можно будет сориентировать в положении левентик — в процессе подъема паруса он не должен быть наполнен ветром, а гик должен оставаться в диаметральной плоскости, чтобы не травмировать и не выбросить за борт членов команды.

Постановка

Далее, когда все этапы выполнены, двое членов экипажа (число может варироваться) занимают место у лебедки грота-фала и громко сообщают о готовности к подъему паруса — «К постановке грота готовы».

Убедившись в готовности всех членов экипажа, капитан отдает приказ «Ставим грот». После этого члены экипажа начинают выбирать грота-фал, поднимая парус — вначале руками, а затем, втугую, с помощью лебедки.

Когда парус поднят — об этом можно судить по ровной передней шкаторине грота — грота-фал стопорится.

Один из членов экипажа собирает свободный конец фала в бухту и вывешивает её на утку или лебедку, чтобы не мешать.

Другой член экипажа втугую выбирает оттяжку гика.