Поворот через фордевинд

Поворот через фордевинд — маневр, совершаемый яхтой, при котором смена галсов происходит пересечением линии ветра кормой, то есть когда ветер дует вначале в один бок, затем в корму, затем в другой.

Этот маневр является более опасным по сравнению с поворотом оверштаг, так как при неверном исполнении есть риск непроизвольного перебрасывания гика с одного борта на другой, что грозит травмами, повышенной нагрузкой на рангоут и даже сломанной мачтой.

Ключевое правило: маневр совершается медленно и осторожно, при небольшом ветре. 

Описание поворота через фордевинд

  1. Перед маневром команде отдается команда «Приготовиться к повороту через фордевинд»
  2. Команда берет на руки стаксель-шкоты и гика-шкот.
  3. Рулевым отдается команда «Гик в ДП!», по которой гика-шкот выбирается втугую, располагая гик и грот в диаметральной плоскости судна. Рулевой плавно начинает медленный поворот судна так, чтобы яхта заняла курс относительно ветра фордевинд, т.е. ветер оказался с кормы к моменту положения гика в ДП.
  4. После того, как яхта пересечет линию ветра — в этот момент грот изменит свой изгиб на другой борт — отдается команда «Травить гика-шкот!». член экипажа начинает уверенным и быстрым движением вытравливать гика-шкот, чтобы гик как можно быстрее ушел на другой борт. Параллельно могут отдаваться последовательно команды «Сбросить левый (правый) стаксель-шкот!», «Выбирать правый (левый) стаксель-шкот!». Стаксель переходит на другой борт по мере завершения поворота.

Риски

  1. Чем сильнее ветер, тем рискованнее делать поворот через фордевинд. При среднем и сильном ветре рекомендуется делать коровий оверштаг, при котором смена галсов происходит как при оверштаге, при этом яхта совершает оборот больше чем на 180º.
  2. Пересечение линии ветра должно происходить по возможности плавно, чтобы снизить вероятность резкого переброса гика из одного положения в другое, при котором возникает большая нагрузка на рангоут. Руками перебрасываемый гик удержать при среднем ветре не получится — более того, велик риск травмы. Если гика-шкот начинает свое движение, немного затормозить его можно схватив мотки гика-шкота посередине между гиком и погоном и создав небольшое натяжение. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не быть травмированным.
  3. Если недостаточно быстро сбрасывать гика-шкот после пересечения линии ветра, есть вероятность, что небольшие порывы ветра или набегающие волны снова переведут яхту на другой галс и произойдет обратный переброс гика. Это не так опасно, так как гика-шкот еще достаточно сильно выбран, но все же может создать лишний хлопок паруса и повредить его. Чем дальше гик от ДП — тем менее вероятен риск переброса при положении судна на курсе бейдевинд и фордевинд и небольшом волнении.