Использование машинки газ-реверса для управления двигателем яхты

Поскольку на большинстве яхт установлены стационарные и подвесные двигатели, возникает вопрос — как ими управлять? В большинстве случаев для этого используются газореверсивные контроллеры (или машинки «газ-реверс»), на которых располагается рычаг управления двигателем. Соединяются они с двигателем посредством тросов и/или кабелей.

Конструкции машинок газ-реверса могут довольно сильно отличаться, но принцип управления у них примерно одинаковый. Рассмотрим устройство и управление двигателем на примере типичной машинки газ-реверс для подвесного мотора.

Ручка машинки газ-реверса для управления двигателем яхты

Устройство

Основные элементы машинки газ-реверса — рычаг (рукоятка) управления двигателем и фиксатор. Другие элементы являются опциональными и используются реже.

  • Рычаг управления двигателем позволяет одновременно изменять передачу двигателя и управлять «газом» – открытием дроссельной заслонки, регулирующей интенсивность вращения двигателя.
  • Фиксатор, часто выполненный в виде кнопки на рычаге, служит защитой от непреднамеренных перемещений рычага — например, при случайном задевании рычага ногой. Для изменения положения рычага управления двигателем фиксатор должен быть нажат. В некоторых вариантах машинок функция фиксатора выполняется самим рычагом — для перемещения рычага необходимо его сместить в сторону «на себя» вдоль оси вращения. При этом любое обратное перемещение рычага вдоль оси, независимо от угла положения ручки, переводит машинку в положение нейтрали.

 Управление скоростью с помощью рычага

Двигатель запускается при расположении рычага в вертикальном положении — то есть в положении передачи «Нейтраль».

Далее, поворачивая рычаг в ту или иную сторону и удерживая фиксатор, на определенном угле происходит смена передачи на передачу движения вперед или передачу реверса. При этом винт начинает вращаться с минимальной скоростью.

Дальнейшие перемещения рычага вперед или назад изменяют положение дроссельной заслонки, увеличивая скорость вращения вала и винта.

Поворот рычага обратно в вертикальное положение приводит к уменьшению скорости, а далее — к переходу передачи в положение Нейтраль и остановке вращения винта.