Спуск грота

Пошаговая инструкция по спуску грота.

В целом спуск грота — операция, диаметрально противоположная подъему грота. При этом она отличается в некоторых этапах, поэтому она требует отдельного рассмотрения.

Подготовительные этапы

Перед спуском грота необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запустить двигатель
  2. Освободить концы фалов, если они подвязаны, чтобы в любой момент быть готовым отдать их.
  3. Занять положение левентик и расположить гик в ДП с помощью гика-шкота —  чтобы гик не ходил в стороны и не травмировал членов экипажа.
  4. Потравить оттяжку гика
  5. Выбрать топенант гика, чтобы избежать падения гика на палубу.
  6. Члены экипажа занимают места у гика

Основные этапы спуска грота

  1. Один из членов экипажа отдает грота-фал.
  2. Сразу после этого начинается спуск грота, хватая его за переднюю шкаторину и опуская руками вниз энергичными движениями — чем быстрее грот будет спущен, тем меньше вероятность его повреждения от хлопания, особенно при сильном ветре. Обычно эта операция делается двумя членами экипажа, стоящими по разные стороны от вертлюга гика.
  3. По мере спуска грота, другие помощники начинают аккуратно укладывать грот «гармошкой» на гик, чтобы парус не был измят и не образовывались острые складки, которые приводят к сильному износу.
  4. Если нижняя шкаторина имеет большую длину или дует сильный ветер, по мере спуска грота один из членов экипажа начинает обвязывать сезнем грот вокруг гика, чтобы избежать его падения на палубу. В противном случае это делается после того, как грот сложен гармошкой. 
  5. Далее поверх грота укладывается и обвязывается чехол.
  6. После спуска грота, остаток грота-фала собирается и фиксируется на лебедке или утке мачты.

См. также