Штурвал — колесо, с помощью которого управляют рулевым пером судна, а значит и изменяют направление судна в движении.
В отличие от румпеля, штурвал привязан к носу судна, как в автомобиле — при вращении штурвала вправо, нос судна поворачивает вправо, а при вращении влево — поворачивает влево. Благодаря этому многие находят управление штурвалом более понятным.
Но есть и определенные сложности при работе со штурвалом:
- При начале движения (особенно учитывая запаздывание реакции) не всегда понятно положение рулевого пера, которое было оставлено до остановки или швартовки.
- Почти все штурвалы (как и рули автомобилей) имеют люфт — то есть небольшие вращения штурвала не меняют положение руля, поскольку соединение штурвала с рулём, особенно при исполнении тягами (штуртросами), может быть ослабленным.
- Штурвалы имеют намного меньшую обратную связь от руля — нагрузки от потока на руль могут не восприниматься рулевым.
- Также необходимо помнить, что приложение значительных усилий на штурвал в крайних положениях может приводить к чрезмерным нагрузкам на механизм соединения штурвала с рулем, что может приводить к увеличению люфта, износу и даже обрыву штуртросов.