Стоячий такелаж

Стоячий такелаж — это снасти, которые удерживают рангоут в неподвижном положении, и который почти не регулируется экипажем во время плавания, за исключением тонкой настройки — например, во время гонок. Он отсутствует только на самых простых, небольших парусных судах с вооружением типа кэт. На современных яхтах стоячий такелаж обычно выполнен стальными тросами.

К такому рангоуту в первую очередь относится мачта. Стоячий такелаж для нее — это штаг и ахтерштаг, ванты, а также бакштаги.

Штаг и ахтерштаг

Штаг удерживает мачту с носа. Поэтому его иногда называют в переводных изданиях форштагом, хотя этот термин не соответствует отечественной традиции. Ахтерштаг удерживает мачту с кормы. Таким образом, штаг и ахтерштаг, располагаясь в диаметральной плоскости, не дают ей упасть вперед или назад. Штагов и ахтерштагов может быть несколько.

Ванты

Для удержания мачты в плоскости шпангоута используются ванты, располагаясь с каждого борта. Как и для штагов, на каждом борту может быть несколько вант, прикрепляемых на разной высоте мачты в целях придания дополнительной прочности. Тогда самые верхние ванты называют топ-вантами, а самые нижние — основными вантами.

Бакштаги

На яхтах старой постройки, например на яхтах Л-6 также встречаются бакштаги — они проводятся от вершины мачты в корму и на каждый борт, примерно под углом 10-15º к диаметральной плоскости, т.е. это нечто среднее между ахтерштагом и вантами. При этом в зависимости от галса, один бакштаг может отдаваться, а другой выбираться с помощью специальных лебедок или рычажных приспособлений, чтобы не мешать гроту. Строго говоря, бакштаги – не стоячий такелаж, но бегучим их назвать тоже нельзя.

* * *

Стоячий такелаж крепится к корпусу судна с помощью специальных оковок — вант-путенсов и штаг-путенсов. При этом натяжение тросов и, соответственно, необходимый изгиб мачты, поддерживаются с помощью талрепов. Их необходимо периодически (как минимум в начале каждого сезона) проверять, смазывать и зачехлять для защиты от коррозии.