Рангоут


Рангоут (от голландского rondhout — круглое дерево) — это общее название для мачт, рей, бушпритов — то есть несущих паруса и снасти элементов яхты.

Само название говорит, что традиционно рангоут делался из древесины (обычно из ели), но в современных парусных судах он повсеместно вытеснен более легкими и прочными материалами — алюминием или его сплавами, пластиком, углеволокном и т.п.

Основные виды рангоута на современных яхтах:

  • Мачта
  • Гик
  • Краспица

Яхты и другие парусные суда традиционной постройки могут также содержать такие виды рангоута:

  • Бушприт
  • Гафель
  • Рей
  • Стеньга
  • Марс
  • Салинг

Рассмотрим все эти виды подробнее.

Мачта

Мачты — вертикально стоящий, основной рангоут любого парусного судна, несущий основную нагрузку при движении под парусом. Поэтому являются самыми тяжелыми и прочными. Большинство доступных мачт делаются из алюминиевых сплавов путем штамповки в целях создания специального профиля, обеспечивающего максимальную прочность мачты и, что немаловажно, определенную аэродинамику для снижения воздушного сопротивления при движении.

Верх мачты называется топом, основание — шпором.

Исторически мачты проходили сквозь палубу и ставились на специальное основание над килем — степс. В таком случае отверстие в палубе называлось пяртнерсом. Из-за постоянного «хода» мачты под действием нагрузки, необходимо было организовывать средства для повышения герметичности пяртнерса — иначе брызги от волн и дождя попадали внутрь корпуса. Также в сложных погодных условиях мачта могла элементарно сломать палубу, перенося на нее сильные нагрузки при движении.

В современных яхтах мачта может быть установлена сразу на усиленную палубу, то есть степс расположен над ней, а пяртнерс отсутствует. Это снимает многие вопросы, но требует расчётов и специальных подходов для снижения статической и динамической нагрузки, передающейся с мачты на палубу.

Обычно в местах расположения мачт находятся самые прочные, усиленные или рамные шпангоуты.

Внутри мачты располагаются снасти, удерживающие паруса сверху (например, фалы), а также электропроводка для ходовых огней, антенн, сенсора ветроуказателя или радара.

Гик

Гик — горизонтальный рангоут, расположенный внизу мачты. Используется для натяжения основного паруса — грота, а также для управления им.

Конец гика, который крепится к мачте, называется пяткой, а противоположный, свободный — ноком. Пятка крепится к мачте подвижно, с помощью вертлюга, что позволяет двигаться гику в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Как и в мачте, внутри гика проводятся снасти, используемые для регулирования его положения и настройки грота.

Краспицы

Краспицы — распорки, расположенные на мачте в плоскости шпангоута и, реже, в диаметральной. Они предназначены для того, чтобы разнести ванты в стороны, обеспечивая необходимое и устойчивое положение мачты без лишних прогибов под действием сил ветра и волн.

Бушприт

Бушприт — рангоут в носу мачты, расположенный горизонтально или под небольшим углом вверх. Он используется для того, чтобы вынести вперед центр парусности яхты, а значит улучшить ее маневренные характеристики.

Носовой, свободный конец бушприта называется ноком, как у гика. Задний (прикрепляемый к корпусу) конец называется шпором, как у мачты.

При наличии бушприта, штаг, а также такелаж стакселей и кливеров располагается на ноке. Для прочного крепления бушприта используются элементы дополнительного такелажа — бакштагами и ватерштагами.

Гафель

Гафель — диагональный раногут на верху мачты, предназначенный для растягивания и удержания верхней шкаторины четырехугольных парусов — триселей (гафельных гротов) и топселей.

Названия оконечностей гафеля совпадают с названиями у гика. Свободный (кормовой) называется ноком, а носовой конец, которым он упирается в мачту — пяткой.

Рангоут больших парусников

Ниже для общей информации перечислен рангоут больших парусников:

  • Рей — горизонтальный рангоут для несения прямых парусов
  • Стеньга — продолжение мачты, выполненное отдельным брусом. Использовалось в основном на деревянных мачтах, чтобы снять ограничения длины стволов деревьев.
  • Салинг— конструкция для соединения мачт и стеньг, состоящая из продольных и поперечных брусьев.
  • Марс — площадка над салингом для наблюдения и технологических работ
Для любых предложений по сайту: [email protected]