Пропульсивная установка

Пропульсивная установка яхты — это механическая система, позволяющая яхте двигаться в отсутствие ветра.

В систему входят двигатель, движитель (гребной винт) и другие агрегаты и оборудование. В зависимости от габаритов яхты, пропульсивные установки принципиально делятся на два типа:

  • Системы с подвесным двигателем
  • Системы со стационарным двигателем

Системы с подвесным двигателем

Подвесной двигатель — система «всё в одном», когда в один блок объединяется и двигатель, и движитель (гребной винт), а также передачи и валопровод. Двигатель устанавливается на транце или в специальном сквозном вырезе кокпита. Причем относительно маломощные двигатели (обычно такие и требуются парусной яхте, поскольку нужны только в процессе отхода или подхода к причалу) содержат сразу и топливный бак, и собственный румпель, и заводятся «с ручки», то есть не требуют отдельного стартерного аккумулятора.

Чтобы не создавать сопротивления при движении под парусом, двигатель может подниматься из воды.

Плюсами системы является простота обслуживания, особенно когда яхта спущена на воду, отсутствие необходимости в организации подпалубного пространства, герметичных валопроводов, проходящих через корпус,

Большим недостатком этих систем является шум. Также такой двигатель, расположенный в кокпите, может просто мешаться под рукой. К тому же для больших яхт мощности подвесного двигателя может просто не хватить для сопротивления волнению и ветру.

Системы со стационарным двигателем

Системы со стационарным двигателем — это уже более «взрослый» вариант, в котором двигатель и другие элементы системы располагаются внутри корпуса, что требует специальной организации полпалубного пространства.

В систему входят:

  1. Специальный судовой двигатель (популярные бренды — Volvo Penta, Yanmar, Beta Marine), обычно работающий на дизеле
  2. Валопровод с герметичным прохождением через корпус яхты (сальники)
  3. Гребной винт
  4. Топливные баки
  5. Аккумулятор стартера
  6. Приборы и органы управления двигателем

Плюсами являются повышенная мощность и надежность, меньшая шумность (при правильной звукоизоляции).

К недостаткам относятся сложности с обслуживанием — до двигателя часто сложно добраться, его демонтаж требует специальных усилий и оборудования, а при проблемах с валопроводом или винтом необходима помощь водолазов или подъем яхты из воды.