Дельные вещи (от нидерландского deel — часть) — различные вспомогательные детали и приспособления на судне, большая из которых предназначены на судне для проводки и удержания такелажа. Также к дельным вещам относят иллюминаторы, горловины, крышки люков и т.п.
Рассмотрим дельные вещи, связанные с такелажом.
Утка — основная дельная вещь, предназначенная для закрепления бегучего такелажа и швартовных концов. Ранее части утки делались из дерева, сейчас в основном встречаются цельнометаллические литые утки. Устанавливаются на палубе, на крыше надстройки, на мачтах.
Кнехт — парная металлическая тумба с общим основанием, с той же задачей, что и у утки — закреплять бегучий такелаж и швартовные. Тумбы имеют утолщение (шляпку) наверху для предотвращения соскальзывания концов, также часто имеют горизонтальную поперечину между тумбами, выступающую по бокам, делая кнехт еще более похожим на утку. К слову, разделение на утки и кнехты произошло только в 19 веке.
Битенг — одиночная тумба, часто с поперечиной, для удержания на нем буксирных и швартовных концов. Обычно устанавливается в диаметральной плоскости на носу судна. Битенг имеет усиленное крепление к корпусу судна, чтобы выдержать большие нагрузки при буксировке. Изначально делался из деревянного столба, проходящего сквозь корпус до киля, в настоящее время деревянные битенки вытеснены стальными, прочно устанавливаемыми на палубе с усилением под ней.
Клюз — отверстие в палубе для пропускания и задания направления швартовым, буксирным канатам или якорной цепи, с защитой от перетирания. В качестве дельной вещи клюзом является непосредственно металлическая окантовка этого отверстия, защищающая и канаты, и корпус. Обычно круглой или вытянутой овальной формы.
Полуклюз — открытый с одной стороны вариант клюза с теми же задачами. Позволяет пропустить закрепленный с обоих сторон конец и задать ему направление со снижением риска перетирания. У полуклюзов всегда есть риск выскальзывания конца при изменении направления нагрузки. В целях снижения риска на полуклюзах делаются специальные направляющие, которые удерживают конец под нагрузкой (т.е. выскочить он может только при ослаблении).
Киповая планка — литая дельная вещь, схожая с полуклюзом и для тех же задач. Устанавливается на палубах в случае отсутствия фальшборта. Может содержать несколько вертикальных роульсов для снижения трения снастей.
Талреп — дельная вещь для натяжения стоячего такелажа, лееров и т.п. Обычно представляет собой два болта с кольцами (обухи) или другими механизмами крепления к ним снастей, вставленных в металлическую рамку с двух сторон. Болты делаются с разнонаправленной резьбой, что позволяет, вращая рамку, увеличивать или уменьшать расстояние между ними, а значит и обеспечивать необходимое натяжение тросов.
Обух — болт с металлическим кольцом вместо головки на конце для крепления к нему снастей.
Рым — металлическое кольцо, продетое в закрепленный обух. Предназначено для закрепления к нему снастей такелажа, швартовых и так далее. Присутствует как на яхтах, так и на причальных сооружениях.