Яхты классифицируются по нескольким характеристикам корпусов — их количеству, виду сечения корпуса, конструкции киля и по используемому материалу обшивки и набора.
Количество корпусов
- Однокорпусник — наиболее распространенный вариант яхт
- Катамаран — яхта с двумя корпусами. В зависимости от размера и задач, обитаемая зона может быть организована над корпусами, внутри них, или вовсе отсутствовать.
- Тримаран — яхта с тремя корпусами. Средний корпус является основным, боковые же служат «поплавками». Популярный тип для скоростных спортивных яхт.
Сечение обводов корпуса
Обводы корпуса в плоскости шпангоута делятся на следующие виды:
- Круглоскулый корпус – корпус, в котором борта плавно переходят в днище. Наиболее распространенный вид корпусов для деревянных и пластиковых яхт с водоизмещающим корпусом.
- Остроскулый корпус — корпус с острым переходом между бортами и днищем. Характерен для глиссирующих судов, на крупных яхтах встречается относительно редко.
- Шарпи — корпус, похожий на остроскулый, но в котором переход борта в днище осуществляется в несколько «этапов». Характерен для стальных сварных корпусов, в которых сложно получить плавные изгибы.
Сечение обводов часто зависит от конструкции киля и используемых материалов.
Конструкция киля
Существуют различные конструкции килей (правильнее говорить фальшкилей, но принято говорить иначе). От них очень сильно зависят мореходные качества судна.
- Длинный киль — классическая форма, когда киль и корпус представляют собой одно целое. Длина киля компенсирует осадку, но из-за этого растет сопротивление воды. Яхты с таким корпусом более прочны при ударах на мель, а также менее восприимчивы к слэммингу – ударам («шлепкам») корпуса о волны. Рулевое перо обычно является продолжением киля. Яхты с таким корпусом менее управляемы и почти не слушаются руля при заднем ходе.
- Плавниковый киль (fin hull) — популярная современная схема, благодаря которой яхты намного более быстры и маневренны. Недостатками является существенно больший риск потери киля при ударе о камни, а также бо́льшая осадка.
- Двойной скуловый киль — яхты с такой схемой имеют меньшую осадку и меньше подвержены дрейфу при движении под креном. Также они могут сохранять свое положение во время отлива, не заваливаясь на борт. Однако изготовление таких корпусов дороже и требует альтернативных схем рулевого управления.
- Швертбот — яхта, в которой для придания бокового сопротивления используется подъемный шверт. При движении под парусом он опускается, а при подходе к берегу под мотором — поднимается внутрь корпуса, что позволяет радикально снизить осадку, позволяя подходить прямо к береговой линии.
Материал корпуса
Материал корпуса определяется материалом обшивки и набора. Обычно это один материал, но в истории яхтостроения встречались и гибридные конструкции. Выделяют следующие распространенные конструкции корпусов:
- Деревянный корпус — набор и обшивка сделаны из дерева. Отдельно выделяют корпуса, в которых обшивка выполнена из слоёв фанеры или шпона — основной способ изготовления корпусов для современных деревянных яхт.
- Стеклопластиковый корпус — обшивка и набор корпуса сделаны из слоев стеклопластика, пропитанного специальными синтетическими смолами.
- Стальной корпус — обшивка корпуса и набор выполнены из стали
- Корпус из легких сплавов — легкий, но достаточно дорогой и требовательный к технологии изготовления вид.
- Композитный корпус — корпус, в котором обшивка выполнена из дерева, а набор — из стали.
- Армоцементный корпус — корпус делается из мелкозернистого бетона, армированного стальной сеткой.