Элементы набора корпуса

Примечание: В зависимости от материала корпуса, он может состоять из разных частей. Ниже приведены элементы деревянных и металлических корпусов, но все это в определенной мере верно и для пластиковых корпусов, только в них различные части соединены в единое целое.

Корпус яхты состоит принципиально их трех видов элементов:

  • Продольный набор
  • Поперечный набор
  • Обшивка

Продольный набор корпуса представлен в первую очередь килем, в начале которого располагается форштевень. Поперек киля располагаются шпангоуты. В некотором роде киль можно сравнить с позвоночником, а шпангоуты — с ребрами корпуса, и они обеспечивают прочность всей конструкции.

Поверх шпангоутов и киля располагается обшивка — деревянная, набранная из реек, шпона или фанеры, либо стальная или пластиковая. Основной задачей обшивки является уже не прочность, а водонепроницаемость корпуса, хотя определенную жесткость она и задает, особенно для стальных и пластиковых яхт.

Но это только базовые элементы корпуса.

Вдоль бортов и днища корпуса располагаются стрингеры — элементы продольного набора, жестко фиксирующие шпангоуты. Сверху шпангоуты скрепляются бимсами — поперечными балками, обеспечивающими дополнительную жесткость шпангоутов, а также удерживающими палубу.

В случае наличия вырезов в палубе (например, в месте кокпита), бимсы разрезаются на части — полубимсы. Поперек бимсов также располагаются продольные балки — карлингсы, обеспечивая дополнительную прочность палубы.

В целях придания жесткости подпалубному набору, под бимсами и карлингсами иногда устанавливают вертикальные балки, соединяющие их с шпангоутами — так называемые пиллерсы. Их обычно располагают под тяжелыми устройствами и оборудованием, расположенным на палубе, обеспечивая распределение нагрузки от них. Например, пиллерсы могут располагаться под силовыми лебедками, брашпилем и так далее.