Система водоснабжения предназначена для снабжения судна и его экипажа водой для различных нужд.
Питьевая и забортная вода
Принципиально важно разделять два вида воды, распределяемой системой:
- Питьевая вода — чистая пресная вода, в первую очередь для питья. Запасы обычно пополняются в марине.
- Забортная (техническая) вода — вода для хозяйственных нужд, например для мытья посуды, душа, смыва гальюна. Обычно для этого берется забортная вода.
Системы снабжения тем или иным видом воды имеют много общего и даже могут объединяться в одну (например, питьевая вода может быть получена с помощью опреснителей забортной воды). Также на борту может присутствовать только одна система. Ключевым моментом является разделение видов и недопущение их смешивания.
Далее компоненты системы водоснабжения будут рассматриваться независимо от вида воды, если иное не будет оговорено специально.
Устройство системы
Система водоснабжения состоит из следующих элементов:
- Цистерны питьевой воды
- Датчики уровня
- Палубные горловины
- Кингстоны
- Помпы (насосы)
- Шланги и трубопроводы
- Фильтры
- Обеззараживатели воды
- Опреснители
- Гидрофор
- Краны и душевые лейки
- Бойлер
Цистерны питьевой воды хранят запасы чистой пресной воды. Цистерны должны быть чистыми и защищенными от внешних воздействий. Как правило, самыми доступными являются жесткие пластиковые цистерны, но также встречаются гибкие (похожие на мешки), располагаемые в полостях судна и расширяющиеся по мере заполнения. Также можно встретить металлические и даже деревянные накопители воды.
Чтобы оценивать объем воды, могут использоваться датчики уровня — от простейших прозрачных трубок до более дорогих и требовательных в обслуживании электрических датчиков, выводящих информацию на отдельные индикаторы или в бортовую инфосистему.
Питьевая вода попадает в цистерны напрямую, либо через палубную горловину, одну или несколько. Расположение горловин нужно выбирать тщательно, чтобы при заправке в систему не попадал мусор или остатки топлива.
Забортная вода берется через специальные отверстия в корпусе, в которые изнутри врезаны кингстоны (запорные клапаны). Состояние кингстонов должно регулярно проверяться, чтобы они не «закипели» в открытом положении — в случае утечек воды в системе, они должны быть быстро закрываемыми.
Ток воды (по-крайней мере, из цистерн) иногда может обеспечиваться под собственным весом, но в большинстве случаев это невозможно. Поэтому для движения воды по системе используются помпы — электрические или ручные (обычно приводимые в движение ножными педалями). В более дорогие варианты систем часто включается гидрофор — накопительный бак, в котором находятся вода и воздух. Помпа накачивает в него воду до тех пор, пока давление воздуха не вырастает до необходимого уровня, после чего она отключается. Благодаря этому, вода поступает к потребителям под давлением даже при выключенных помпах, а при снижении давления ниже определенного уровня помпа снова включается автоматически. Это позволяет снизить шумность системы, немного экономить заряд аккумуляторов и обеспечить более плавную подачу воды.
Все элементы системы соединяются шлангами и трубопроводами. Разумеется, все они должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать перепады давления.
Чтобы защитить питьевую воду от биологических и химических заражений, а также, иногда, чтобы получить ее из забортной воды, используются различные фильтры, обеззараживатели воды (например, ультрафиолетовые) и опреснители. Все они достаточно дороги, особенно последние, поэтому встречаются далеко не на всех яхтах. Для защиты от заражения также используется серебро или специальные таблетки, размещаемые в канистрах.
Для использования вода подается кранами в раковину и душевыми лейками — в специальных душевых, если позволяет размер яхты, или прямо в кокпит. Раковины бывают стационарные, а также складывающиеся (например, откидные над гальюном).
Отдельно стоит отметить возможность подачи горячей воды. Для нагрева используются бойлеры, но поскольку на парусных яхтах экономия электроэнергии является одной из ключевых задач, в основном они питаются либо от береговой сети 220В, либо при работе двигателя.