Осушительная система предназначена для удаления воды из корпуса. Является важным элементом любого судна, обеспечивающим его непотопляемость, а значит и безопасность.
Составляющими системы являются:
- Водоотливные шпигаты в кокпите
- Осушительные помпы (ручные и механические)
- Аварийные помпы
- Трубопроводы
- Водозаборники
- Запорные клапаны
Водоотливные шпигаты удаляют воду, попадающую в кокпит вместе с брызгами, волнами и дождём. Поскольку кокпит расположен выше уровня ватерлинии, то это, по сути, сквозные трубы, герметично проходящие сквозь корпус, через которые вода под силой тяжести уходит вниз. В зависимости от района плавания, а значит и объема вероятного поступления воды, устанавливается минимальный диаметр труб.
Остальные элементы предназначены для удаления воды и других жидкостей, попадающих внутрь корпуса.
Осушительные и аварийные помпы — насосы, удаляющие жидкость. Могут приводиться вручную, либо быть механизированными, то есть с подключением от основного двигателя судна, или питающиеся от электромотора.
Отличие осушительных помп от аварийных — в первую очередь в мощности, то есть в объеме воды, которую они могут выкачать за единицу времени. Если осушительные помпы предназначены для удаления небольших объемов воды (как эпизодически поступающих — например, при дожде или во время шторма, так и при незначительных негерметичностях корпуса — например, деревянные корпуса почти всегда «травят» воду), то аварийные предназначены для удаления больших объемов, например при повреждениях корпуса, вызванных посадкой на мель.
Часто механизированные осушительные помпы делаются автоматическими – например, простейший поплавковый выключатель «лягушка» включает их при достижении некоторого объема воды и выключает, когда воды нет (причем исключается риск сжечь насос на сухом ходу).
Существует важное правило для ручных помп, приводимых в действие, как правило, с помощью ручки-рычага. Как минимум для одной из них должна быть предусмотрена возможность использования снаружи судна — из кокпита. То есть при наличии больших объемов воды внутри корпуса и отказе электропомп, экипаж должен сохранять возможность откачивать воду, не рискуя утонуть вместе с яхтой.
Трубопроводы предназначены для того, чтобы организовать сбор воды из самой низкой части корпуса судна, где на концах труб размещают водозаборники. Водозоборники защищают сеткой, чтобы не засорять осушительную систему. Причем важным требованием является сохранение трубопроводов при разряжении, вызванным забивкой водозаборников — иными словами, если работающий насос (особенно аварийный) создает вакуум внутри трубопровода, он не должен деформироваться или разрушаться.
Отдельным элементом осушительных систем являются запорные клапаны — они обеспечивают переход воды из более высоких отсеков яхты вниз, к водозаборникам, но не дают ей проходить обратно.