Якорное устройство предназначено для удержания судна на одном месте при стоянке на открытой воде, в гавани или на мелководье. Также оно применяется для аварийного торможения, например, при отказе двигателя.
В состав якорного устройства входят:
- Якоря
- Якорная цепь
- Брашпиль или шпиль
- Цепной ящик
- Стопорное устройство
- Клюзы и полуклюзы
Якоря — самый важный элемент устройства. Их должно быть несколько, поскольку потеря якоря или невозможность его поднять из-за зацепа — не самое редкое событие. Якорь характеризуется удерживающей сил, а также пригодностью к определенным видам грунта (ил, песок, гравий и т.п.). Удерживающая сила якоря выражается силой, которую он может удерживать на единицу веса. Общее правило — чем более универсален якорь по грунтам, тем хуже он удерживается, а значит необходим больший вес.
Якорная цепь соединяет якорь с судном. Название не зависит от материала — вместо цепи может быть синтетический или органический трос. Судно должно обладать достаточной длиной цепи, приблизительно равной пяти глубинам, в среднем используемым для стоянки.
Брашпиль (ось вращения горизонтальна) или шпиль (ось вертикальна) — механизмы для подъема якоря, вращающиеся на яхте от электродвигателя. Есть не на всех парусных яхтах, т.к. расходуют много электроэнергии.
Цепной ящик — место хранения якорной цепи, когда она выбрана. Обычно располагается спереди таранной переборки в форпике.
Стопорное устройство удерживает якорную цепь на судне. В простейшем случае — битенг или утка. Может быть объединено с брашпилем.
Клюзы и полуклюзы используются для направления и защиты от перетирания якорной цепи при подъеме.