Рулевое устройство

Рулевое устройство предназначено для управления направлением движения судна. Оно может быть как очень простым, так и сложносоставным, но в общем случае состоит из следующих элементов:

  1. Перо руля (руль)
  2. Орган управления
  3. Рулевой привод

Также могут использоваться специальные подруливающие устройства.

Перо руля

Перо руля или просто руль — специальная плоскость, расположенная в корме или за кормой судна ниже ватерлинии и направляющая потоки воды относительно корпуса так, что судно удерживает или изменяет своё направление.

Рули могут быть стационарными, располагаясь под корпусом, либо навесными.

Орган управления

Управление пером обеспечивается с помощью специального органа управления — румпеля, штурвала или рулевого колеса (для катеров).

Румпель — деревянный или металлический рычаг, соединенный напрямую с пером. Является самым простым способом управления рулем — положение румпеля однозначно определяет положение пера. При этом поворот румпеля направо разворачивает яхту налево, и наоборот.

Штурвал — колесо с рукоятками, расположенное вертикально и позволяющее управлять рулем путем вращения в нужную сторону — в отличие от румпеля, поворот штурвала и фактическое направление поворота яхты совпадают.

Рулевое колесо — аналог штурвала, более похожий на автомобильное рулевое колесо. На парусных яхтах почти не встречается.

Штурвал требует более сложного, а значит и менее надежного привода. Поэтому даже на яхтах с установленным штурвалом, как правило, предусматривается возможность быстрой установки и использования аварийного румпеля.

Рулевой привод

Рулевой привод — механизм, соединяющий перо руля с управляющим органом.

Независимо от органа управления, обязательно включает в себя: баллер руля — трубу, жестко соединенную с одной стороны с пером. Другая часть баллера соединяется с другими механизмами привода, либо с румпелем напрямую. При этом баллер может проходить сквозь корпус судна, либо прикрепляться к корме (в случае навесного руля).