Рулевое устройство предназначено для управления направлением движения судна. Оно может быть как очень простым, так и сложносоставным, но в общем случае состоит из следующих элементов:
- Перо руля (руль)
- Орган управления
- Рулевой привод
Также могут использоваться специальные подруливающие устройства.
Перо руля
Перо руля или просто руль — специальная плоскость, расположенная в корме или за кормой судна ниже ватерлинии и направляющая потоки воды относительно корпуса так, что судно удерживает или изменяет своё направление.
Рули могут быть стационарными, располагаясь под корпусом, либо навесными.
Орган управления
Управление пером обеспечивается с помощью специального органа управления — румпеля, штурвала или рулевого колеса (для катеров).
Румпель — деревянный или металлический рычаг, соединенный напрямую с пером. Является самым простым способом управления рулем — положение румпеля однозначно определяет положение пера. При этом поворот румпеля направо разворачивает яхту налево, и наоборот.
Штурвал — колесо с рукоятками, расположенное вертикально и позволяющее управлять рулем путем вращения в нужную сторону — в отличие от румпеля, поворот штурвала и фактическое направление поворота яхты совпадают.
Рулевое колесо — аналог штурвала, более похожий на автомобильное рулевое колесо. На парусных яхтах почти не встречается.
Штурвал требует более сложного, а значит и менее надежного привода. Поэтому даже на яхтах с установленным штурвалом, как правило, предусматривается возможность быстрой установки и использования аварийного румпеля.
Рулевой привод
Рулевой привод — механизм, соединяющий перо руля с управляющим органом.
Независимо от органа управления, обязательно включает в себя: баллер руля — трубу, жестко соединенную с одной стороны с пером. Другая часть баллера соединяется с другими механизмами привода, либо с румпелем напрямую. При этом баллер может проходить сквозь корпус судна, либо прикрепляться к корме (в случае навесного руля).