Древесина

В яхтах, особенно в традиционных, используется большое количество деревянных деталей. При их обслуживании и ремонте необходимо разбираться в сортах древесины — их особенностях, применении и ограничениях. В этой статье рассмотрим сорта древесины и ассортименты поставляемых пиломатериалов.

Сорта древесины

  • Дуб (700-800 г/см3) — тяжелый, твёрдый и крепкий сорт, используемый в силовом наборе деревянного судна (шпангоуты, киль, форштевень и т.п.). Обработка дуба трудоёмка. Хорошо сохраняется в воде.
  • Ель (500-600 г/см3) — относительно редкий материал в судостроении сейчас, легко колется (например, при вбивании гвоздей и вкручивании шурупов без предварительных отверстий), но тоже хорошо сохраняется в воде. Используется для продольного набора и наружной обшивки.
  • Кедр (500-600 г/см3) — легкий, плотный сорт древесины. Используется для набора и обшивки. 
  • Красное дерево
    • Махагони
  • Лиственница — достаточно прочный материал с ровными прямыми слоями. Но при чередовании воздействия влаги и солнца быстро теряет прочность.
  • Сосна
  • Тик
  • Хвоя
  • Ясень

Не рекомендуемые сорта древесины

Некоторые привычные сорта не рекомендуется применять в судостроении, т.к. они могут легко гнить или впитывать воду. К ним относятся береза, бук, ольха, осина.

Ассортимент пиломатериалов

  • Бруски
  • Рейки
  • Доски
  • Фанера — несколько склеенных слоёв лущёного шпона
  • Шпон
  • Щиты

Критерии качества древесины

Основными критериями качества являются:

  • Отсутствие дефектов (сучков, трещин, сколов)
  • Размер (чем больше, длиннее необходимая деталь, тем труднее найти необходимый качественный пиломатериал без дефектов)
  • Влажность — доски должны быть сухими, но не пересушеными. Нормальной считается влажность в пределах 10–20%