В яхтах, особенно в традиционных, используется большое количество деревянных деталей. При их обслуживании и ремонте необходимо разбираться в сортах древесины — их особенностях, применении и ограничениях. В этой статье рассмотрим сорта древесины и ассортименты поставляемых пиломатериалов.
Сорта древесины
- Дуб (700-800 г/см3) — тяжелый, твёрдый и крепкий сорт, используемый в силовом наборе деревянного судна (шпангоуты, киль, форштевень и т.п.). Обработка дуба трудоёмка. Хорошо сохраняется в воде.
- Ель (500-600 г/см3) — относительно редкий материал в судостроении сейчас, легко колется (например, при вбивании гвоздей и вкручивании шурупов без предварительных отверстий), но тоже хорошо сохраняется в воде. Используется для продольного набора и наружной обшивки.
- Кедр (500-600 г/см3) — легкий, плотный сорт древесины. Используется для набора и обшивки.
- Красное дерево
- Махагони
- Лиственница — достаточно прочный материал с ровными прямыми слоями. Но при чередовании воздействия влаги и солнца быстро теряет прочность.
- Сосна
- Тик
- Хвоя
- Ясень
Не рекомендуемые сорта древесины
Некоторые привычные сорта не рекомендуется применять в судостроении, т.к. они могут легко гнить или впитывать воду. К ним относятся береза, бук, ольха, осина.
Ассортимент пиломатериалов
- Бруски
- Рейки
- Доски
- Фанера — несколько склеенных слоёв лущёного шпона
- Шпон
- Щиты
Критерии качества древесины
Основными критериями качества являются:
- Отсутствие дефектов (сучков, трещин, сколов)
- Размер (чем больше, длиннее необходимая деталь, тем труднее найти необходимый качественный пиломатериал без дефектов)
- Влажность — доски должны быть сухими, но не пересушеными. Нормальной считается влажность в пределах 10–20%