Части косого паруса достаточно стандартизированы. Они показаны на иллюстрации:
Каждый угол паруса имеет своё название:
- Верхний угол называется фаловым. К нему трепится фал.
- Нижний угол, расположенный ближе к носу, называется галсовым.
- Нижний угол, расположенный ближе к корме, называется шкотовым. К нем трепится шкот – снасть, с помощью которой определяется натяжение или положение паруса.
Для защиты углов и надежного крепления концов они усиливаются дополнительными слоями ткани — боутами. Для повышение площади парусности и большего усиления фалового угла используется головная дощечка — она делается из фанеры, пластика или легкого сплава.
Края паруса между углами называются шкаторинами — передней, нижней и задней. Для защиты краев они обшиваются ликтросом — плотным шнуром. Также благодаря нему парус может быть установлен в специальный ликпаз в мачте и гике, если используется такая конструкция крепления паруса к мачте.
Задняя шкаторина грота делается серповидной для увеличения площади паруса. Чтобы эта дополнительная часть паруса не захлестывалась при натяжении, на парус пришиваются лат-карманы, в которые вставляются латы — деревянные, пластиковые или алюминиевые плоские дощечки необходимой длины.
Для того, чтобы при сильном ветре можно было уменьшить площадь паруса, не убирая его, в нем предусматриваются специальные отверстия, укрепленные люверсами — ряды рифов. Их может быть несколько. В люверсы вставляются риф-сезни (или риф-штерты) — небольшие веревки для обвязывания вокруг гика. Чтобы зарифленный парус не повредился, иногда вдоль всего ряда может быть наложен сплошной боут — риф-бант.
С концов ряда добавляются усиленные риф-кренгельсы — отверстия для пропускания специальной снасти — риф-шкентеля (или, иначе, слаб-линя).