Поворот через фордевинд — маневр, совершаемый яхтой, при котором смена галсов происходит пересечением линии ветра кормой, то есть когда ветер дует вначале в один бок, затем в корму, затем в другой.
Этот маневр является более опасным по сравнению с поворотом оверштаг, так как при неверном исполнении есть риск непроизвольного перебрасывания гика с одного борта на другой, что грозит травмами, повышенной нагрузкой на рангоут и даже сломанной мачтой.
Ключевое правило: маневр совершается медленно и осторожно, при небольшом ветре.
Описание поворота через фордевинд
- Перед маневром команде отдается команда «Приготовиться к повороту через фордевинд»
- Команда берет на руки стаксель-шкоты и гика-шкот.
- Рулевым отдается команда «Гик в ДП!», по которой гика-шкот выбирается втугую, располагая гик и грот в диаметральной плоскости судна. Рулевой плавно начинает медленный поворот судна так, чтобы яхта заняла курс относительно ветра фордевинд, т.е. ветер оказался с кормы к моменту положения гика в ДП.
- После того, как яхта пересечет линию ветра — в этот момент грот изменит свой изгиб на другой борт — отдается команда «Травить гика-шкот!». член экипажа начинает уверенным и быстрым движением вытравливать гика-шкот, чтобы гик как можно быстрее ушел на другой борт. Параллельно могут отдаваться последовательно команды «Сбросить левый (правый) стаксель-шкот!», «Выбирать правый (левый) стаксель-шкот!». Стаксель переходит на другой борт по мере завершения поворота.
Риски
- Чем сильнее ветер, тем рискованнее делать поворот через фордевинд. При среднем и сильном ветре рекомендуется делать коровий оверштаг, при котором смена галсов происходит как при оверштаге, при этом яхта совершает оборот больше чем на 180º.
- Пересечение линии ветра должно происходить по возможности плавно, чтобы снизить вероятность резкого переброса гика из одного положения в другое, при котором возникает большая нагрузка на рангоут. Руками перебрасываемый гик удержать при среднем ветре не получится — более того, велик риск травмы. Если гика-шкот начинает свое движение, немного затормозить его можно схватив мотки гика-шкота посередине между гиком и погоном и создав небольшое натяжение. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не быть травмированным.
- Если недостаточно быстро сбрасывать гика-шкот после пересечения линии ветра, есть вероятность, что небольшие порывы ветра или набегающие волны снова переведут яхту на другой галс и произойдет обратный переброс гика. Это не так опасно, так как гика-шкот еще достаточно сильно выбран, но все же может создать лишний хлопок паруса и повредить его. Чем дальше гик от ДП — тем менее вероятен риск переброса при положении судна на курсе бейдевинд и фордевинд и небольшом волнении.