Получение яхтенных прав в Минтрансе


В этой статье описывается непростой, но все же проходимый путь получения яхтенной квалификации в Минтрансе РФ.

Что такое права Минтранса

Яхтенные права Минтранса — это три вида квалификации по управлению спортивной парусной яхтой:

  1. Рулевой спортивного парусного судна — дает право управлять спортивными парусными судами с парусностью до 80 кв. м, 3–6 категорий плавания, с удалением от места убежища до 50 миль.
  2. Яхтенный капитан прибрежного плавания — дает право управлять спортивными парусными судами без ограничения площади парусности 2–6 категорий плавания, с удалением от места убежища до 200 миль.
  3. Яхтенный капитан — дает право управлять любыми спортивными паурсными судами без ограничений площади, любой категории плавания (то есть на любом удалении).

Эти квалификации подтверждаются удостоверениями и дипломами государственного образца, выдаваемыми квалификационными коллегиями в морских портах и бассейновых управлениях России, то есть тех же организациях, что аттестуют «больших» судоводителей.

Для получения следующей квалификации необходимо вначале получить предыдущую, поэтому в лучшем случае этот путь проходится за три года.

Путь

Если говорить о пути получения первоначальной квалификации «яхтенный рулевой спортивного парусного судна», то он выглядит следующим образом:

  1. Вначале необходимо пройти длительный теоретический курс. Для яхтенного рулевого он длится в течение почти полугода — обычно начинается в ноябре, и заканчивается в конце апреля. Есть два варианта обучения — очное и заочное. Очное представляет собой обучение три раза в неделю по приблизительно четыре академических часа (две пары). Заочное проходит на выходных.
  2. В течение теории происходит сдача ряда экзаменов (примерно 20 штук для ЯР) в виде собеседований, компьютерных тестов, практической прокладки маршрутов на бумажных картах и вязания различных морских узлов.
  3. Далее происходит прохождение практики на учебной яхте. На ней учат базовым навыкам: ходу под разными углами к ветру, совершению поворотов, отходу и подходу к причалу, швартованию, осуществлению маневра «человек за бортом».
  4. После этого сдается практический экзамен в яхтенной школе.
  5. Также для получения квалификации необходимо подтвердить плавательный ценз. Это могут быть как предыдущие походы, оформленные судовыми ролями, также яхтенные школы организуют расширенную практику для набора ценза в виде походов выходного дня, представляющих собой непрерывное плавание днем и ночью с несением вахт. Для рулевого ценз представляет собой 200 миль в море и 100 км на внутренних водных путях. При этом может отсутствовать ценз по внутренним водным путям, тогда квалификация будет выдана только морская, и наоборот. Для новичков, не имеющих опыта предыдущего плавания, рекомендуется набирать ценз параллельно с прохождением практики — тогда обучение наиболее эффективно.
  6. После всех предыдущих этапов необходимо собрать все необходимые документы об окончании обучения и подать заявление в яхтенную комиссию при морском порте или бассейновом управлении на прохождение квалификационных испытаний — в виде компьютерного теста «Дельта-парус», аналога теории при получении автомобильных прав. Сдавать отдельно практику не нужно — учитывается практический экзамен в яхтенной школе. Но также нужно будет пройти несколько финальных устных испытаний с членами квалификационной комиссии по пройденым теоретическим темам (навигации, гидрометеорологии, правилам плавания и т.п.).
  7. Пройдя все эти шаги, в том же порту или бассейновом управлении остается написать заявление на выпуск удостоверения рулевого спортивного парусного судна, дождаться его выпуска и, наконец, получить его.

Аналогичный путь проходится и на следующих шагах, но там теоретическое обучение короче, а требования к плавательному цензу намного выше по удалению от берега и милям — требуется уже опыт походов в открытом море и, далее, океанских переходов.

Для любых предложений по сайту: [email protected]