Качка — колебательные движения судна относительно положения равновесия.
Основной причиной качки является волнение, но также она может быть вызвана ветром, раскачивание возможно при буксировке другим судном, или при перемещениях пассажиров или экипажа.
Негативными последствиями качки являются потеря скорости, остойчивости с риском переворачивания судна, а также повышенная нагрузка и, как следствие, износ рангоута и такелажа.
Виды качки
Учитывая шесть степеней свободы судна на поверхности воды, выделяют шесть видов качки – три вращательных и три возратно-поступательных:
- Бортовая качка — колебания вокруг продольной оси (попеременный подъем и опускание бортов)
- Килевая качка — колебания вокруг поперечной оси (попеременный подъем и опускание носа и кормы)
- Рыскание — колебания вокруг вертикальной оси (движение носа влево-вправо относительно заданного курса)
- Вертикальная качка — движения всего корпуса вверх-вниз.
- Поперечная качка — движения всего корпуса вдоль поперечной оси влево-вправо.
- Продольная качка — движения всего корпуса вперед и назад вдоль продольной оси.
Бортовая и килевая качки влияют на судно больше всего.