Один из основных факторов, суммарно влияющий на скоростные характеристики яхты — это сопротивление воды её движению. Это сопротивление складывается из нескольких видов сопротивлений, отличающихся своей физической природой:
- Сопротивление формы — расход энергии, на необходимость буквально «расталкивать» воду для движения судна, чтобы оно занимало её объем и заново сходилось за кормой с минимумом воды, «утягиваемой» за собой при движении.
- Сопротивление трения — сопротивление, происходящее из-за трения вязкой воды о смоченную поверхность корпуса судна.
- Волновое сопротивление – расход энергии, вызванный образованием волн.
- Индуктивное сопротивление — сопротивление из-за перетока жидкостей из области высокого давления в область низкого при движении с углом атаки, т.е. когда есть дополнительный дрейф корпуса или его поверхностей — например, при повороте или при движении под углом к ветру или течению.
Общий вклад и влияние каждого из этих видов сопротивлений непостоянно, оно сильно зависит от скорости судна. В целом только индукционное сопротивление относительно линейно, но оно достаточно мало — и поэтому часто его вообще не рассматривают в краткой теории судна.
Разумеется, также на яхту влияют силы сопротивления воздуха, но они будут рассмотрены в разделе о теории паруса.