Фановая система — система для удаления с судна сточных и фекальных вод, иными словами, «канализация». Отходы могут удаляться за борт или в специальные накопители, содержимое которых выкачивается на яхтенной стоянке, в целях защиты окружающей среды.
Составляющими элементами фановой системы являются:
- Гальюн
- Стоки раковин и душа
- Сифон
- Помпа-мацератор (измельчитель отходов)
- Приемный танк
- Датчик заполнения
- Трубопроводы и кингстоны
Гальюн — яхтенный унитаз. Отличается от обычного унитаза системой смыва — подачи и удаления воды под давлением. Это может делать с помощью электрической помпы, но чаще с помощью ручного насоса. При этом удаление отходов с помощью происходит в два этапа — вначале в гальюн нагнетается вода, затем она выкачивается вместе с отходами. Забор воды для смыва часто независимый от системы водоснабжения. Также гальюны на яхтах очень критичны к засорам, поэтому новые члены экипажа и пассажиры должны обязательно проходить инструктаж перед их использованием.
Стоки раковин и душа обычно напрямую выведены за борт через шпигат, если они расположены выше уровня ватерлинии, или в приемный танк. Но также могут использоваться помпы для удаления воды из душевой кабины.
Сифон, расположенный выше уровня ватерлинии предназначен для защиты от попадания забортной воды через систему смыва. Он ставится так, чтобы даже при самых сильных кренах вода не проходила через него.
Вместе с помпой удаления отходов часто устанавливается мацератор — измельчитель отходов для защиты от засоров. В последних моделях мацератор может быть встроенным в гальюн.
Приемный танк — накопитель отходов с вентиляцией (выведенной в наименее обитаемое место палубы), из которого отходы забираются в яхтенной марине через отдельную магистраль, либо удаляются за борт за пределами санитарных зон (в открытом море). В танк может быть установлен датчик заполнения, срабатывающий, когда объем жидкости в танке превышает 80%.
Трубопроводы соединяют все это вместе. Они значимо более прочные и имеют заметно больший диаметр, чем у системы водоснабжения. Для фановой системы также используются увеличенные кингстоны. Все соединения и крепления должны регулярно проверяться на предмет отсутствия утечек и слабины — яхтенная фановая система часто является «слабым» звеном и причиной попадания забортной воды из-за больших нагрузок.