Установка/снятие мачты


Установка и снятие мачты — рутинные операции, совершаемые как минимум раз в сезон, при спуске яхты на воду весной и при подъеме осенью. Также они могут требоваться и в процессе эксплуатации — для прохождения под мостами или линиями электропередач, если высота мачты слишком большая.

Способы подъема очень сильно зависят от яхты и её мачты, но в общем случае они делятся на два типа. Снятие – операция полностью обратная установке мачты, поэтому она не будет рассматриваться отдельно.

  1. Установка с помощью крана
  2. Самостоятельный подъем благодаря системе завала мачты

Независимо от способа, необходимо помнить, что установка и снятие мачты — очень опасная операция при неправильном планировании и исполнении необходимых операций.

Установка мачты с помощью крана

Этот способ используется в основном для сезонной установки мачты в яхтенной марине. Состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка мачты: вся мачта осматривается, весь необходимый такелаж и оборудование (флюгарка, антенны) устанавливаются и распутываются
  2. В назначенное время спущенная яхта без мачты подгоняется к прочному пирсу, на который подъезжает башенный кран.
  3. Команда добровольцев приносит мачту к пирсу
  4. В районе краспиц делается петля из талей для подъема мачты, проходящая под всеми вантами, штагами и фалами. К петле может быть добавлен дополнительный фал для облегчения ее спуска после установки. Петля должна быть достаточно большой, чтобы компенсировать возможную раскачку мачты после установки.
  5. Тали крепятся к крюку крана, начинается подъем мачты. Мачта занимает почти вертикальное положение.
  6. Далее кран опускает мачту на яхту. Команда на борту направляет шпор мачты в степс или пяртнерс. Мачта первично фиксируется к пяртнерсу одним или несколькими болтами.
  7. Команда крепит штаги, ванты.
  8. Когда достаточно элементов такелажа закреплены, шпор полностью фиксируется к пяртнерсу.
  9. Кран начинает опускать крюк, вместе с ним спускается петля, удерживающая мачту.
  10. Петля снимается
  11. Все элементы такелажа настраиваются и натягиваются необходимым для эксплуатации образом.

Достоинством способа является достаточно высокая скорость и низкие риски. Меж тем, необходимо быть уверенным в креплении краспиц и талей к мачте, чтобы мачта не сорвалась вниз при подъеме – это чревато увечиями, пробитием корпуса и так далее.

Подъем с помощью системы завала мачты

Этот способ не требует вызова и оплаты услуг крана, и возможен даже на открытой воде силами экипажа при условии отсутствия волнения.

На некоторых яхтах (особенно небольших, до 30 футов) система завала мачты является стационарной, специально сконструированной для возможности снятия и установки в процессе перехода, на других яхтах организуется из подручных средств в яхтенной марине, которые демонтируются после установки или снятия. Из-за сильных отличий, метод описан в общих чертах.

  1. Как в случае с краном, мачта готовится к установке, а яхта подгоняется в место установки. Необходимо выбирать такое место, где низка вероятность волнения, в том числе от внезапно проходящих судов, включая гидроциклы — неожиданное волнение может создать критические нагрузки на недостаточно закрепленную мачту в процессе подъема.
  2. Если мачта находится на берегу, на самой корме яхты организуется упор для мачты, расположенной в горизонтальном положении, если нет стационарного. Может представлять собой скрещенные буквой X брусья, надежно закрепленные посередине и прикрепленные к палубе (например, в основаниях кормового рейлинга).
  3.  Далее мачта переносится (а если хранилась на судне — сдвигается в корму) так, что шпор мачты совпадает со степсом. При этом основная нагрузка от массы мачты оказывается на упоре — яхта может получить значительный дифферент. Необходимо следить, чтобы упор не оказался ближе к носу от центра тяжести мачты. Также, мачта должна быть правильно ориентирована — бывают ситуации, когда мачта оказывается перевернутой и ванты со штагами запутываются при попытке переворота.
  4. Степс и шпор мачты крепятся пальцем (например, длинным болтом) – получается подобие дверной петли, позволяющей наклонять мачту в значительных пределах). Данная конструкция, разумеется, должна быть предусмотрена заранее, но в настоящий момент встречается почти во всех современных яхтах без пяртнерса.
  5. В зависимости от массы и конструкции мачты, передний штаг или другая снасть крепятся к носу мачты напрямую, или через систему блоков и упоров (в их роли могут служить специальные элементы системы завала, спинакер гики или отдельные  брусья) и выводятся на лебедку. Для тяжелых мачт отдельно критичен страховочный трос на случай обрыва, который также через систему блоков устанавливается на лебедке и натягивается по мере подъема мачты.
  6. Далее начинается подъем мачты путем натяжения штага. Для легких и коротких мачт достаточно усилий команды, для тяжелых используются блоки, а команда следит за натяжением всех необходимых снастей.
  7. Когда мачта почти спрямлена, крепятся ахтерштаг и ванты без натяжения
  8. После окончательного выпрямления мачты все дополнительное оборудование демонтируется, такелаж настраивается необходимым для эксплуатации образом.
Для любых предложений по сайту: [email protected]