Поворот оверштаг — это смена галсов, при котором линия ветра пересекается носом яхты.
Делается энергично, чтобы не допустить остановки яхты в положении левентик.
Процесс
- В случае слабого ветра и движении в острый/гоночный бейдевинд, можно немного увалить яхту к полному бейдевинду, чтобы она набрала бо́льшую скорость.
- Незадолго перед поворотом подать команду «Приготовиться к повороту!», чтобы команда заняла места у лебедок, гика-шкота и т.п.
- Когда команда готова к повороту, предварить его командой «Поворот оверштаг!».
- Одновременно с этим энергично повернуть руль судна.
- Когда стаксель начинает заполаскиваться, матрос на лебедке со стаксель-шкотом, удерживающим его должен энергично сбросить шкот полностью. При неопытном экипаже, для этого стоит отдать команду «Сбросить правый (левый) стаксель-шкот!»
- Матрос на другой лебедке накидывает противоположный стаксель-шкот на один оборот и руками энергично выбирает его. При неопытном экипаже — «Выбрать левый (правый) стаксель-шкот!»
- Как только сил перестает для выбирания стакселя, матрос накидывает еще минимум два оборота, а другой с помощью ручки набивает стаксель-шкот втугую. При неопытном экипаже необходимо руководить процессом, отдавая команды «Выбираем еще!», «Выбрать втугую!» или «Достаточно выбирать!»
- При пересечении линии ветра рулевой начинает возвращать перо руля в ДП, чтобы не допустить ухода яхты в галфвинд — в среднем, угол поворота оверштаг должен равняться 90º.
Риски
При слишком медленном повороте яхта может слишком сильно потерять скорость и остаться в положении левентик и полностью остановиться. Яхта перестанет слушаться руля, и придется потравить один из парусов, чтобы яхту развернуло на нужный или исходный галс. В некоторых случаях, в зависимости от течения, ветра и конфигурации яхты, может помочь положить руль обратно на другой борт, чтобы вернуться на исходный галс. Далее яхта наберет скорость и можно попробовать повторить поворот.
Слишком быстрое сбрасывание стаксель-шкота в начале поворота приводит к большей потере скорости (что критично в гонках), а, значит, и большему риску попадания в положение левентик (что критично в принципе, особенно при плавании в узкостях или при расхождениях). Поэтому перенос стакселя нужно делать быстро, только когда он начинает заполаскиваться и работать при повороте.
Слишком большой угол поворота уведет яхту из бейдевинда в галфвинд, что приведет к избыточному крену (или вообще положит небольшую яхту в сильный ветер) и необходимости травить стаксель- и гика-шкоты, а также, в гонках, потере времени и чрезмерному уходу с линии генерального курса.
Нюансы
При повороте оверштаг часто команду произносят в кратком виде, только «Поворот!» (без упоминания оверштага).
Иногда имеет смысл увалиться чуть больше после поворота, чем нужно, так как яхта потеряла ход и ей нужно набрать скорость. Поэтому нужно выбрать стаксель-шкот не полностью. Но после того, как ход набран, привестись острее к ветру и выбрать стаксель-шкот втугую.