Остойчивость судна

Остойчивость — способность яхты и любого другого судна сопротивляться внешним кренящим силам и возвращаться в прямое положение после прекращения их воздействия.

Результатом влияния всех сил с учетом особенностей судна являются крен и дифферент.

  • Крен — угол наклона судна на тот или иной борт. Отсчитывается от вертикальной плоскости. При угле равном 90º  судно лежит на боку, при больших углах — перевернуто.
  • Дифферент – наклон судна на нос или корму. Отсчитывается как разница осадок носом и кормой судна, также говорят об угле дифферента — углу между плоскостью ватерлиниии и горизонтальной плоскостью в продольном направлении.

Выделяют два вида остойчивости — остойчивость по направлению и остойчивость по характеру воздействия.

Остойчивость по направлению делится на два типа:

  • Продольная остойчивость — остойчивость при дифференте судна на нос или корму;
  • Поперечная остойчивость — остойчивость при крене судна на один из бортов

Остойчивость по характеру воздействия определяется следующих типов:

  • Статическая остойчивость — остойчивость под действием неизменных сил, связанных, например, с характером фиксированного размещения грузов на судне.
  • Динамическая остойчивость — остойчивость под действием изменяющихся сил, например, при влиянии ветра или волнения, установке и снятии парусов, погрузке или разгрузке судна.