Остойчивость — способность яхты и любого другого судна сопротивляться внешним кренящим силам и возвращаться в прямое положение после прекращения их воздействия.
Результатом влияния всех сил с учетом особенностей судна являются крен и дифферент.
- Крен — угол наклона судна на тот или иной борт. Отсчитывается от вертикальной плоскости. При угле равном 90º судно лежит на боку, при больших углах — перевернуто.
- Дифферент – наклон судна на нос или корму. Отсчитывается как разница осадок носом и кормой судна, также говорят об угле дифферента — углу между плоскостью ватерлиниии и горизонтальной плоскостью в продольном направлении.
Выделяют два вида остойчивости — остойчивость по направлению и остойчивость по характеру воздействия.
Остойчивость по направлению делится на два типа:
- Продольная остойчивость — остойчивость при дифференте судна на нос или корму;
- Поперечная остойчивость — остойчивость при крене судна на один из бортов
Остойчивость по характеру воздействия определяется следующих типов:
- Статическая остойчивость — остойчивость под действием неизменных сил, связанных, например, с характером фиксированного размещения грузов на судне.
- Динамическая остойчивость — остойчивость под действием изменяющихся сил, например, при влиянии ветра или волнения, установке и снятии парусов, погрузке или разгрузке судна.