Теоретический чертеж и основные проекции судна

Для описания корпуса судна, в том числе в целях его строительства, используется теоретический чертеж судна. Этот чертеж состоит из основных проекций — наборов линий, образованных пересечением судна с плоскостями, параллельными так называемым основным плоскостям судна.

Основные плоскости судна – диаметральная, ватерлинии, шпангоута, основная плоскость.

Основных плоскостей три:

  • Диаметральная плоскость (ДП)
  • Плоскость шпангоута (или плоскость мидель-шпангоута)
  • Плоскость ватерлинии

Также в нормативных документах часто вместо плоскости ватерлинии упоминается основная плоскость – плоскость, проходящая через самую низкую точку судна.

Набор линий, образованных пересечением корпуса с плоскостями, параллельными диаметральной плоскости и расположенными на равных расстояниях друг от друга, называют проекцией «бок». Сами линии называют батоксами.

Набор аналогичных линий для плоскости миделя называют проекцией «корпус», а линии — шпангоутами (кстати, не путать с реальными, конструктивными шпангоутами, хотя часто они совпадают). Из-за симметричности корпуса относительно диаметральной плоскости, показывают только половины шпангоутов, причем справа показывают носовые шпангоуты, а слева — кормовые.

Набор линий от плоскости ватерлинии называют проекцией «полуширота», а сами линии — ватерлиниями. В целях экономии места и благодаря симметрии корпуса показывают не всю, а только половину проекции, отсюда и название.