Поскольку судно в нормальном состоянии погружается только до определенного уровня, заданного ватерлинией, то исходя из сказанного ранее про силу Архимеда, у нас есть избыточный непогруженный объем судна, который уже скомпенсирован выталкивающими силами, иными словами, запас плотности (отношения массы судна к его объему). Этот запас также называют запасом плавучести.
Фактически, наличие и объем запаса плавучести определяется минимальной высотой водонепроницаемых бортов над уровнем воды — теоретически, мы можем продолжать накидывать грузы до тех пор, пока судно не опустится в воду до уровня бортов и говорить, что судно обладает положительной плавучестью. На практике же, конечно, это не так — по мере роста осадки судно теряет свою остойчивость, плюс корпус должен хорошо справляться с волнением — в первую очередь, обеспечивать защиту от попадания волн и воды через палубу, что и достигается, в частности, возвышением бортов.
Запас плавучести как критерий категории плавания
К слову, высота бортов — а значит и запас плавучести — является одним из критериев для выдачи соответствующей категории плавания — т.е. разрешения на выход на значительное удаление от берегов в открытое море или океан. Например, в некоторых системах классификации, яхты океанского класса должны иметь высоту надводного борта не меньше одного метра.
Оценка затапливания судна
Еще важным аспектом запаса плавучести является оценка ситуации, при которой в корпусе образована пробоина и судно затапливается. Зная запас плавучести (объем над уровнем ватерлинии или хотя бы высоту бортов) и отмеряя изменение уровня воды внутри корпуса, всегда можно приблизительно оценить, насколько хорошо справляются системы аварийного осушения и какое время есть в запасе — а значит и понять, стоит ли ждать помощи от других судов, направить судно к берегу, или все же потребуется эвакуация с использованием спасательных средств.