Для описания корпуса судна, в том числе в целях его строительства, используется теоретический чертеж судна. Этот чертеж состоит из основных проекций — наборов линий, образованных пересечением судна с плоскостями, параллельными так называемым основным плоскостям судна.
Основных плоскостей три:
- Диаметральная плоскость (ДП)
- Плоскость шпангоута (или плоскость мидель-шпангоута)
- Плоскость ватерлинии
Также в нормативных документах часто вместо плоскости ватерлинии упоминается основная плоскость – плоскость, проходящая через самую низкую точку судна.
Набор линий, образованных пересечением корпуса с плоскостями, параллельными диаметральной плоскости и расположенными на равных расстояниях друг от друга, называют проекцией «бок». Сами линии называют батоксами.
Набор аналогичных линий для плоскости миделя называют проекцией «корпус», а линии — шпангоутами (кстати, не путать с реальными, конструктивными шпангоутами, хотя часто они совпадают). Из-за симметричности корпуса относительно диаметральной плоскости, показывают только половины шпангоутов, причем справа показывают носовые шпангоуты, а слева — кормовые.
Набор линий от плоскости ватерлинии называют проекцией «полуширота», а сами линии — ватерлиниями. В целях экономии места и благодаря симметрии корпуса показывают не всю, а только половину проекции, отсюда и название.