Этот чеклист поможет не забыть проверить всё что нужно у б/у яхты перед покупкой.
Как подготовиться к проверке
Для проверки вам необходимо запастись терпением и некоторым базовым набором нужных материалов – будет глупо, приехав на марину с лодкой, обнаружить севший телефон.
Соответственно, вам нужны:
- Заряженный телефон для фотографирования всего и вся, особенно если вы не прибегаете к помощи выездного сюрвейера — потом будет что показать при сомнениях более компетентным судовладельцам (хотя бы в сети).
- Фонарик — чтобы залезть и увидеть в деталях ржавчину, гниль и прочие неприятности там, где их не должно быть.
- Блокнот или диктофон — чтобы записывать все узнанное и свои впечатления
Время проверки
Очень удобно проверять яхту в конце сезона, в начале осени – один раз, когда она еще спущена на воду, и второй — когда уже поднята на зимнее хранение. Это позволяет проверить ее и на ходу, и получить полную картину о состоянии корпуса. Учитывая низкую ликвидность парусных яхт, это не так сложно — если владелец морщится, то лучше подыскать другую яхту.
К тому же осенью цены еще и ниже, а также довольно много предложений от владельцев, которые осознали, что у них нет времени на занятия яхтой — при этом яхта еще находится в подготовленном состоянии и оценка может быть более объективной, чем в начале сезона.
Что проверить
Корпус
- Состояние гелькоута. Отсутствие осмоса корпуса. Гелькоут должен быть без пузырьков и мелких трещин.
- Отсутствие крупных трещин и других следов ударов и повреждений, особенно в носу и в области мидель-шпангоута.
- Снаружи — состояние фальшкиля и его крепления к корпусу.
- Внутри открыть все пайолы и посмотреть на корпус на предмет протечек, дефектов, гнили. Особое внимание уделить месту крепления фальшкиля изнутри, а также наличие дефектов флоров (отслоения, деформации, вспученность) — это может судить об истории ударов и посадок на мель.
Рубка и палуба
- Состояние иллюминаторов.
- Герметичность люков и иллюминаторов (хорошо проверять после дождя).
- Наличие короблений покрытия палубы (свидетельствует о хранении зимой на улице или в неотапливаемом эллинге).
- Состояние и натяжение лееров, леерных стоек, поручней и их креплений.
Рангоут, паруса, такелаж
- Наличие парусов (включая штормовые). Их состояние, следы неправильного хранения. Паруса обязательно поставить или хотя бы разложить.
- Погнутость и следы от выправлений деформаций мачты.
- Трещины, деформации степса и шпора.
- Следы ржавчины.
- Состояние талрепов, натяжение вант и штагов.
- Работа лебедок, внешний вид. Износ привода.
- Состояние дельных вещей, их креплений.
Пропульсивная система
- Моточасы двигателя. Перед осмотром желательно узнать его модель и почитать отзывы в сети, наличие в районе основного убежища ремонтных служб, узнать стоимость запчастей.
- Сухость двигателя. Наличие протечек масла, топлива.
- Проверка масла. Протереть масло между пальцами — если есть ощущение песка, то это признак металлической стружки. Если масло белесое – признак попадания воды. Всё это плохие симптомы.
- Натяжение ремня генератора.
- Запустить холодный двигатель. Прогреть. Послушать работу в разных режимах.
- Проверить работу ручки газа, реверса.
- Состояние анодов.
- Состояние демпферных прокладок.
- Уплотнения вала.
- По возможности проверить топливные баки на предмет осадков.
Рулевое устройство
- Легкость хода штурвала/румпеля, без посторонних звуков.
- Степень люфта.
- Износ, натяжение и крепления тяг, штуртросов, либо состояние гидравлики.
Электросистема
- Состояние, заряд аккумуляторов.
- Работу генератора.
- Наличие кабеля и работа забортного питания.
- Состояние проводки.
Осушительная система
- Проверить наличие и состояние всех помп.
Система водоснабжения
- Включить все краны, проверить их работу.
- Заглянуть в танки.
Фановая система
- Проверить уплотнения гальюна, работу помпы забортной воды (смыва).
Интерьер
- Осмотреть все шкафы на предмет плесени, гнили и подтёков.
- Проверить диваны, их обивку на предмет потертостей, запаха.
Прочее оборудование
- Наличие огнетушителей, заряд и сроки годности.
- Продается ли тузик и плот (если имеются). Их состояние, сроки годности плота.
- Оснащенность шкотами, кранцами, плавучим якорем, страховочными поясами, аварийным и спасательным оборудованием.
- Наличие компаса, лага, эхолота, GPS-сенсора, чартплоттера и УКВ-радиостанций (стационарной и носимой).
- Узнать, что из всего этого продается, а что забирается хозяином.
- Наличие спусконого трапа.
- Оснащенность якорями, в том числе плавучим якорем.
- Наличие черного шара и конуса.
Документы
- Свидетельство о регистрации.
- Наличие документации на яхту, включая проектную.
- Документы на двигатель, инструкция.
- Страховка (если есть).
- Сертификаты, гарантии, чеки на оборудование. Совпадение серийных номеров.
- Счета/заказ-наряды на обслуживание.
Что еще нужно узнать у владельца
Также не забудьте поинтересоваться не только яхтой, но и такими вопросами, как:
- Наличие механизма (даже простейшего) для самостоятельного спуска и подъема мачты.
- Наличие и продажа кильблока, тента для укрытия яхты зимой.
- Возможно, владелец продает еще и рундук.
- На сколько оплачена стоянка, сколько она будет стоить в дальнейшем – многие продают яхту вместе с местом в марине, что сильно снижает проблемы после продажи. Также это поможет понять, сколько времени у вас в запасе на то, чтобы забрать лодку. Если стоянка продается — кто соседи марины, какие услуги входят, насколько хорошо защищена от посторонних и так далее.
- Важно! При осмотре яхты рекомендуется делать видео-запись демонстраций работы оборудования хозяином — это поможет в будущем не забыть о том, как им пользоваться.