Чеклист: проверка б/у яхты при покупке

Этот чеклист поможет не забыть проверить всё что нужно у б/у яхты перед покупкой.

Как подготовиться к проверке

Для проверки вам необходимо запастись терпением и некоторым базовым набором нужных материалов – будет глупо, приехав на марину с лодкой, обнаружить севший телефон.

Соответственно, вам нужны:

  • Заряженный телефон для фотографирования всего и вся, особенно если вы не прибегаете к помощи выездного сюрвейера — потом будет что показать при сомнениях более компетентным судовладельцам (хотя бы в сети).
  • Фонарик — чтобы залезть и увидеть в деталях ржавчину, гниль и прочие неприятности там, где их не должно быть.
  • Блокнот или диктофон — чтобы записывать все узнанное и свои впечатления

Время проверки

Очень удобно проверять яхту в конце сезона, в начале осени – один раз, когда она еще спущена на воду, и второй — когда уже поднята на зимнее хранение. Это позволяет проверить ее и на ходу, и получить полную картину о состоянии корпуса. Учитывая низкую ликвидность парусных яхт, это не так сложно — если владелец морщится, то лучше подыскать другую яхту.

К тому же осенью цены еще и ниже, а также довольно много предложений от владельцев, которые осознали, что у них нет времени на занятия яхтой — при этом яхта еще находится в подготовленном состоянии и оценка может быть более объективной, чем в начале сезона.

Что проверить

Корпус

  • Состояние гелькоута. Отсутствие осмоса корпуса. Гелькоут должен быть без пузырьков и мелких трещин.
  • Отсутствие крупных трещин и других следов ударов и повреждений, особенно в носу и в области мидель-шпангоута.
  • Снаружи — состояние фальшкиля и его крепления к корпусу.
  • Внутри открыть все пайолы и посмотреть на корпус на предмет протечек, дефектов, гнили. Особое внимание уделить месту крепления фальшкиля изнутри, а также наличие дефектов флоров (отслоения, деформации, вспученность) — это может судить об истории ударов и посадок на мель.

Рубка и палуба

  • Состояние иллюминаторов.
  • Герметичность люков и иллюминаторов (хорошо проверять после дождя).
  • Наличие короблений покрытия палубы (свидетельствует о хранении зимой на улице или в неотапливаемом эллинге).
  • Состояние и натяжение лееров, леерных стоек, поручней и их креплений.

Рангоут, паруса, такелаж

  • Наличие парусов (включая штормовые). Их состояние, следы неправильного хранения. Паруса обязательно поставить или хотя бы разложить.
  • Погнутость и следы от выправлений деформаций мачты.
  • Трещины, деформации степса и шпора.
  • Следы ржавчины.
  • Состояние талрепов, натяжение вант и штагов.
  • Работа лебедок, внешний вид. Износ привода.
  • Состояние дельных вещей, их креплений.

Пропульсивная система

  • Моточасы двигателя. Перед осмотром желательно узнать его модель и почитать отзывы в сети, наличие в районе основного убежища ремонтных служб, узнать стоимость запчастей.
  • Сухость двигателя. Наличие протечек масла, топлива.
  • Проверка масла. Протереть масло между пальцами — если есть ощущение песка, то это признак металлической стружки. Если масло белесое – признак попадания воды. Всё это плохие симптомы.
  • Натяжение ремня генератора.
  • Запустить холодный двигатель. Прогреть. Послушать работу в разных режимах.
  • Проверить работу ручки газа, реверса.
  • Состояние анодов.
  • Состояние демпферных прокладок.
  • Уплотнения вала.
  • По возможности проверить топливные баки на предмет осадков.

Рулевое устройство

  • Легкость хода штурвала/румпеля, без посторонних звуков.
  • Степень люфта.
  • Износ, натяжение и крепления тяг, штуртросов, либо состояние гидравлики.

Электросистема

  • Состояние, заряд аккумуляторов.
  • Работу генератора.
  • Наличие кабеля и работа забортного питания.
  • Состояние проводки.

Осушительная система

  • Проверить наличие и состояние всех помп.

Система водоснабжения

  • Включить все краны, проверить их работу.
  • Заглянуть в танки.

Фановая система

  • Проверить уплотнения гальюна, работу помпы забортной воды (смыва).

Интерьер

  • Осмотреть все шкафы на предмет плесени, гнили и подтёков.
  • Проверить диваны, их обивку на предмет потертостей, запаха.

Прочее оборудование

  • Наличие огнетушителей, заряд и сроки годности.
  • Продается ли тузик и плот (если имеются). Их состояние, сроки годности плота.
  • Оснащенность шкотами, кранцами, плавучим якорем, страховочными поясами, аварийным и спасательным оборудованием.
  • Наличие компаса, лага, эхолота, GPS-сенсора, чартплоттера и УКВ-радиостанций (стационарной и носимой).
  • Узнать, что из всего этого продается, а что забирается хозяином.
  • Наличие спусконого трапа.
  • Оснащенность якорями, в том числе плавучим якорем.
  • Наличие черного шара и конуса.

Документы

  • Свидетельство о регистрации.
  • Наличие документации на яхту, включая проектную.
  • Документы на двигатель, инструкция.
  • Страховка (если есть).
  • Сертификаты, гарантии, чеки на оборудование. Совпадение серийных номеров.
  • Счета/заказ-наряды на обслуживание.

Что еще нужно узнать у владельца

Также не забудьте поинтересоваться не только яхтой, но и такими вопросами, как:

  • Наличие механизма (даже простейшего) для самостоятельного спуска и подъема мачты.
  • Наличие и продажа кильблока, тента для укрытия яхты зимой.
  • Возможно, владелец продает еще и рундук.
  • На сколько оплачена стоянка, сколько она будет стоить в дальнейшем – многие продают яхту вместе с местом в марине, что сильно снижает проблемы после продажи. Также это поможет понять, сколько времени у вас в запасе на то, чтобы забрать лодку. Если стоянка продается — кто соседи марины, какие услуги входят, насколько хорошо защищена от посторонних и так далее.
  • Важно! При осмотре яхты рекомендуется делать видео-запись демонстраций работы оборудования хозяином — это поможет в будущем не забыть о том, как им пользоваться.