Явление осмоса корпуса


В этой статье рассматривается осмос – основная угроза для пластиковых корпусов яхт, катеров и лодок.

В последние десятилетия пластиковые корпуса почти вытеснили деревянные благодаря своей дешевизне и легкости обслуживания. Однако у всех медалей две стороны — если деревянный корпус, по сути, каждый сезон «регенерирует» путем замены испорченных элементов набора и обшивки на новые, то пластиковый корпус может долго служить без пристального внимания владельца — до тех пор, пока не нарушится его целостность из-за явления осмоса — проникновения воды внутрь обшивки корпуса и разрушения его изнутри.

При этом осмос становится заметным только тогда, когда он уже разошелся во всю силу, а ремонт такого испорченного корпуса может стоить сопоставимо с покупкой новой яхты.

Что такое осмос

Выражаясь строго, осмос – явление односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя из стороны, в которой концентрация растворенного вещества меньше в сторону большей концентрации растворённого вещества из объёма.

В случае пластиковых яхт, это переход молекул воды из внешней среды сквозь внешнюю защиту — гелькоут — внутрь ламината обшивки. Поскольку никакой гелькоут не может гарантировать стопроцентную водонепроницаемость, то он как раз служит полунепроницаемой мембраной, которая пропускает сквозь себя простые (и небольшие по размеру) молекулы воды, и не пропускает более сложные и крупные молекулы. То есть вода и является растворителем, который попадает из внешней среды, в котором объем растоврителя очень большой в среду – ламинат корпуса — в котором воды намного меньше.

Полунепроницаемость покрытия означает, что явление осмоса неизбежно — вода в любом случае фильтруется внутрь обшивки а затем, проходя через нее, испаряется на внутренних стенках корпуса. Проблема осмоса возникает, когда впитывание обшивкой воды происходит быстрее, чем естественное испарение — как вовнутрь корпуса, когда яхта спущена на воду, так и в обе стороны во время зимнего хранения на берегу. В таком случае обшивка начинает накапливать воду внутри, которая буквально разрывает слои обшивки, создавая как небольшие пузыри и вздутия вначале, так и серьезные повреждения в запущенных случаях.

Скорость осмоса

На скорость осомса сильно влияют дефекты (микропузыри и полости) в обшивке при создании корпуса, используемые технологии и материалы для создания корпуса, качество покрытия гелькоута, наличие в нем микротрещин и прочих дефектов, а также температура и солёность забортной воды (чем они выше — тем быстрее осмос), время нахождения корпуса в воде в течение сезона, перепады температуры при зимнем хранении (попавшая внутрь обшивки вода при замерзании увеличивает свой объем и сильнее разрушает корпус).

Поэтому некоторые относительно новые корпуса при неправильном изготовлении могут разрушаться за годы, а старые корпуса могут служить десятилетиями без явных проявлений осмоса.

Материалы и технологии корпуса и осмос

Материалы и технологии, используемые при изготовлении корпуса — один из основных факторов скорости осмотического разрушения. На основе многолетнего опыта выявлены следующие зависимости:

  1. Корпуса, изготовленные с применением эпоксидных смол подвержены осмосу намного меньше, чем корпуса с применением полиэфирных смол
  2. Чем лучше пропитана стеклоткань смолами и чем лучше прикатаны слои стеклоткани друг к другу, тем меньше эффект осмоса

Основные способы защиты от осмоса

Ключевой способ защиты от осмоса — это своевременное обслуживание и замена гелькоута корпуса, чтобы поддерживать его как можно более непроницаемым к воде. Это включает:

  1. Качественное покрытие гелькоута дополнительными слоями защиты и краски (необходимо в первую очередь для подводной обшивки).
  2. Защита гелькоута от микротрещин, своевременное их устранение
  3. Локальные удаления гелькоута и поврежденных осмосом слоев обшивки с заменой на новые — трудоемкая и дорогая процедура, фактически реставрация корпуса.
  4. Эпизодическая (раз в несколько лет) полная замена гелькоута на новый.
Для любых предложений по сайту: [email protected]